Еще в IX веке нынешней эры наши предки обратились к князю Рюрику со словами: «Земля наша обильна и богата, да порядка в ней нет». С тех пор немало воды утекло. Не раз высказывались в прозе и в стихах наши лучшие поэты и писатели об отсутствии порядка в России. Даже мультяшно - симпатичный кот Матроскин промурлыкал: « Деньги у нас есть, у нас ума не хватает» Не раз брались разного рода реформаторы навести этот самый порядок на Руси. Увы!
Недавно, будучи на Камчатке, президент Д. Медведев признался в том, что у нас « ...Крайне не развитая экономическая система». Ресурсами де страна богата, а бедность победить не можем. Другими словами, все та же проблема, что и 1200 лет назад. Безусловно, сам факт признания недостатка обнадеживает. Если признали, значит, должны что-то делать для устранения этого недостатка. И вроде что- то делается. Выделяются огромные деньги для реализации приоритетных национальных проектов. Разрабатываются многочисленные целевые программы. Обещалось даже разработать пошаговые планы реализации этих самых программ. И контролировать ход выполнения обещалось. Теперь вот и за коррупцию обещают взяться. И президент с премьером вкалывают, как рабы на галерах. Однако, вспомним, не раз гражданам страны обещали на протяжении их жизни благополучие и счастье. На поверку же оказывалось, что вместо обещанного коммунизма будут проведены Олимпийские игры, вместо двух автомобилей «Волга» прибыл дефолт, вместо обещанной отдельной квартиры для каждой семьи - развалили общий дом (СССР), а вместо рыночного всеобщего благополучия наступили для подавляющего большинства - нищета и бедность. Вот и хочется проанализировать возможный ход преобразований и оценить реальность их исполнения. Бросается в глаза, что все методы заимствованы из СССР. А точнее, из периода застоя. Согласитесь, далеко не лучшего советского периода. Ведь и государственные программы у нас были. Только назывались они тогда целевые комплексные программы. И было их множество, и деньги на их реализацию выделялись немалые. И контроль был - и народный, и партийный и государственный. Да и трудились мы все на производстве, а не у прилавка, не на подмостках и не у кассы. И на совесть трудились. Да вот не сложилось, и рухнула огромная и великая страна! Анализа своего прошлого мы не сделали. Ошибки не выявили и не признали. На протяжении жизни одного поколения мы не раз круто меняли оценку нашей истории и исторических личностей, тенденциозно окрашивая их то в абсолютно черный, то в ослепительно белый цвет. Вследствие конъюнктурного подхода к собственной истории большинство народа утратило как исторические, так и моральные ориентиры и пребывает в растерянности или в состоянии нигилизма. Чем гордиться, чего стыдиться, что справедливо, что нет? Что - правда, а что ложь? Как же можно понять причины наших неудач, к какому согласию можно прийти при столь невнятной и необъективной оценке своего прошлого и циничного отношения к настоящему? Какого будущего желать? Какую Родину любить? К какой совести можно призывать общество? А между тем нетрудно заметить некоторые характерные особенности нашей истории, которые и были причинами наших бед... На протяжении двух тысячелетий структура общества, распределение собственности оставались неизменными. Во главе государства всегда находился наделенный практически неограниченной властью пожизненный властитель - князь, царь, император, генсек, президент. Следующий уровень - вассалы, преданное властителю окружение, обладающее привилегированными правами и одаренное огромной собственностью. Это бояре, дворяне, члены политбюро и ЦК КПСС, «Семья» и окружение президента. Законы для них не писаны и их возможности определяются степенью расположения властителя. Собственностью они одарены, а не сколотили ее трудом праведным. На нижнем уровне бесправное большинство. Возможность вырваться своим трудом из униженного и бесправного положения крайне ничтожна. Поэтому народ живет в состоянии обреченности, озлобленности. Работать не хочет. Преобладает желание урвать, а не заработать и стремление насолить этой власти. Стремление инициативно совершенствовать труд минимальное. Поэтому любое совершенствование происходит под давлением сверху, принудительными методами. Когда мы достигали больших успехов? Да это известно. При Иване Грозном, при Петре Великом, при Сталине. Когда принуждающие действия были столь жестоки, что и подумать об ослушании было страшно! А когда мы эти свои успехи теряли? Да это тоже всем известно; как только переходили к либерализму. А почему же западный либеральный мир добился успехов, а нам не удается? Да это тоже не трудно разглядеть. В западной экономике принудительные методы заменены на побуждающие мотивы. Принуждение заменено на ПОБУЖДЕНИЕ! А есть ли у нас побуждающие мотивы сейчас? Да их днем с огнем не найти! Как их не было на протяжении всей российской истории, так нет и сейчас, если говорить об обычном народе. А что изменилось в структуре общества? Поменялись названия, а структура осталась прежняя. Чего же нам ожидать от провозглашенного пути в светлое будущее? Правильно! Нечего ожидать! А как же изменить ситуацию? Есть два пути. Первый традиционный российский путь - принуждающий. Выделяемые на реализацию национальных программ деньги должны быть выданы конкретному руководителю, перед которым должна быть сформулирована и поставлена четкая конкретная задача, определены сроки и ответственность. Этот руководитель должен подобрать коллективы исполнителей и назначить руководителей этих коллективов. Перед этими руководителями также должны быть поставлены конкретные задачи и определены сроки и ответственность. И так далее. Все это азы административной системы, которая работала при Иосифе Виссарионовиче. Необходимым атрибутом этой системы был Лаврентий Павлович Берия. Только в этом случае (наличие карательных органов) система могла действовать эффективно. Как только мы ее либерализировали, сократили степень принуждения, не прибавив побудительных мотивов, система стала давать сбои и развалилась. Уверены, что в нынешних условиях, сегодняшние задачи методами принуждения не решить. Метод принуждения обязательно предполагает репрессии, а, следовательно, и уменьшение численности населения. Мы же так часто, щедро и бездумно бросали в топку истории миллионы своих граждан, что у нас этих граждан существенно поубавилось. Да и технологии современные невозможно освоить принудительными методами. Нанотехнологии - это не каналы рыть, и не дрова пилить. Таким образом, если мы всерьез хотим «достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, ее экономики и социальной сферы", нам придется освоить побудительный метод, Это означает, что мы должны создать в стране такие условия, чтобы как можно большему количеству граждан захотелось разработать и реализовать собственную программу развития. Без всякого принуждения и надсмотра. И эти индивидуальные программы должны стать составными частями национальной программы. Влиться в нее. Но вначале необходимо осудить и избавиться от тяжелого гайдаровского, черномырдинского и касьяновского уродства, гибельного ельцинского наследства. А сделать это, к сожалению, придется далеко не либеральными способами. Этот этап после поспешных авантюрных и бездарных рыночных реформ необходим. И вовсе не нужно ничего отнимать, чего так боится наша власть. Нужно разработать справедливый, гуманный и всем понятный механизм реабилитации результатов приватизации. Он мог бы быть частью антикоррупционных мер. Таким механизмом мог бы стать льготный механизм инвестирования отечественного производства. Не бизнеса, а именно производства. Чтобы воссоздать продовольственную и товарную безопасность России, причем, в основном, за счет собственных производств. Олигархам нужно доходчиво объяснить, что обладание не заслужено свалившимся на них богатством, кроме огромных возможностей, накладывает и обязанность перед обществом. Если они хотят жить без бронежилета и не шить рукавицы, то они должны, пока не поздно, создать в России современные производства с хорошо оплачиваемыми рабочими местами. Только так можно оправдать жульническую приватизацию и примирить народ с её результатами. Нужно доходчиво объяснить обществу, что национальным государственным интересом должно стать создание и обеспечение таких условий, при которых каждому законопослушному гражданину, в соответствии с его способностями и прилагаемыми или ранее приложенными усилиями, будет обеспечен современный уровень жизни, обеспечивающий физическое и нравственное здоровье и безопасность как его самого, так и его семьи. Только так мы оправдаем развал СССР и приватизацию. Только так можно добиться единства и согласия в обществе. А когда у нас единство и согласие, мы способны свернуть горы и сотворить чудо. Наша история это подтверждает. Огромную роль в этом процессе может и должно сыграть наше телевидение. Надо сказать, мы, как всегда, шарахаемся из одной крайности в другую. Советское телевидение было предельно идеологизировано. Современное российское государство ушло из идеологии и добровольно отдало в нечистые руки этот мощный инструмент влияния на умы своих граждан. Надо ли доказывать, что это недопустимо? В одном из своих выступлений Дмитрий Медведев поднял важную для нашего современного общества тему - продовольственной безопасности России. В ее истории голодные годы идут чередой. Не исключение и наше время. Сколько у нас беспризорных детей, бомжей, безработных и низкооплачиваемых граждан? А климат у нас такой, что нужно и хорошо питаться, и тепло одеваться, и умеренно выпить не грех. ( А. Паршев. «Почему Россия не Америка») Продовольственная и товарная безопасность России это та ниточка, потянув за которую, мы развяжем Гордиев узел наших бед и противоречий. Почему мы, имея огромные земельные ресурсы, не можем обеспечить себя продовольствием? При этом больше половины наших граждан проживает в сельской местности, не может найти себе работу и спивается? А как живет наш сельский житель, да и большинство жителей малых городов? Бытовые удобства, как во времена Ивана Грозного. У каждого «удобства» во дворе, свой огород, свое натуральное хозяйство. Неэффективная позорная экономика феодальных времен. Свои огурчики-помидорчики, курочки-яички, свинка, самогонка, картошка, капустка. Сельский житель сам себя кормит и поит. Ему извне ничего не нужно. Он довольствуется тем, что у него есть. Он дистанцирован от товарообмена, от государства, от политики. Его мировоззрение - эгоцентризм. Примитивное средневековое мировоззрение. Еще раз спросим, захочет ли гражданин с таким мировоззрением подключиться к решению амбициозных задач? Вопрос повиснет в воздухе! Почему так живет сельский житель? Да потому что в России только так можно выжить. Так выживали в России веками. Как только кто-то из них начинал выкарабкиваться из нищеты, государство его беззастенчиво грабило. Возможность вырваться из униженного бесправного положения своим трудом крайне ничтожна. Как изменить психологию и убеждения? Никакие проповеди не помогут! Прежде нужно изменить экономическую основу этой психологии - натуральное хозяйство. Сделать это будет крайне трудно. Для этого, по нашему мнению, нужно создать посредническую структуру, которая заключала бы по весне договора с обладателями приусадебных и садово-огородных участков. Поощряла бы специализацию производителей, помогала бы им семенами, оборудованием, в уборке урожая, обеспечивала бы связь сельского производителя с торговыми структурами. Вытеснила бы с продовольственного рынка многочисленных спекулянтов - посредников. Такая структура имела бы возможности регулирования видов продукции, ее объема, цены. Это наш огромный продовольственный резерв, еще никогда не использованный. Этот резерв без напряжения сможет обеспечить нашу продовольственную безопасность. Далее у сельчан появляются деньги и возможность совершенствования своего производства. Понадобится новое оборудование, что будет способствовать развитию производства. Сельский житель захочет построить дом.. Понадобиться развивать строительную индустрию. Построив дом, ему захочется обставить комнаты современной мебелью, оснастить современной бытовой техникой, и т.д. Все это будет не только стимулировать развитие производств в городе, но и совершенствование его собственного производства, улучшение быта его семьи. Пропадет зависть. Возникнет товарообмен между городом и деревней. В стране появится внутренний рынок, который у нас пока почти не развит. Так появится ниточка, нить Ариадны, по которой мы выкарабкаемся на свет из унизительной темноты, нищеты и средневековья, вырвемся из объятий Минотавра и решим наши амбициозные задачи. Авторы далеки от мысли, что предложенная ими схема единственно возможная и безупречная. Хотелось бы услышать и другие мнения по этим важным для большинства россиян вопросам. Московская правда, 11.10.2008 г. |