27 января Поместный собор Русской православной церкви изберет нового Патриарха Московского и всея Руси Православие в нашей стране захватило в свою орбиту не только религиозные связи; оно на протяжении почти десяти веков обрело значение мощной идеологической ценности, стало, по сути, общероссийской идеей, связывающей поколения.
Богу приписывают слова, которые, к сожалению, забыты светскими властями России, - «Кто хочет быть первым, да будет всем слуга». То есть подчеркивается необходимость беззаветного служения народу. Образцами такого служения полна история России, в том числе и духовного служения. Так, уже сейчас можно смело утверждать, что проповеди и поучения отошедшего недавно от нас к богу патриарха Алексия II являются для современного российского общества отдельными морально-этическими ценностями, носящими, в то же время, и общечеловеческий характер. Новый Предстоятель Русской православной церкви, как ранее и его предшественник, наверняка, ощущает, что сейчас в нашем государстве есть мощные силы, которые стремятся политизировать духовную сферу, то есть совместить несовместимое - нравственность и политику. Между этими категориями могла быть достигнута гармония, если бы в стране жизненно важные вопросы решались бы на глазах населения России, а не переносились, как ныне это делается, в невидимые народу сферы кремлевской бюрократии. ...Сейчас, 25 января, я пишу эти строки, и мне, естественно, неизвестно, кого изберут Патриархом Московским и всея Руси. Но я очень хочу предполагать, что свою деятельность новый Предстоятель начнет с внимательного изучения документов пленарного заседания Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ), состоявшегося в июне прошлого года. На этом заседании митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сделал доклад «Об основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». Предлагаю читателям вместе со мной полистать этот доклад. «...Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит... ...Церковь и сегодня призвана ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека... Правозащитная деятельность чад РПЦ может вестись как на общецерковном уровне, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений... Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие. Оно может проявляться в самых разных формах - например...в кампаниях в защиту тех или иных категорий людей и их прав. ... С древних времен и до сего дня Православная церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных...». Истории известны случаи, когда церковь и государство шли на подписание конкордата. Это - соглашение, с помощью которого выстраивались эффективные для общества в целом отношения между религиозной и светской властью. Не призываю бюрократизировать и без того налаженные в РФ контакты между РПЦ и государством. Но очень бы хотелось, чтобы наша российская, исходящая из византийской глубины церковно-духовная культура служила еще более верным поводырем каждой заблудшей душе, - в какой бы профессионально-сословной оболочке последняя не обитала... |