Олег Султанов


Девичья Башня, г. Баку
г. Усинск г. Москва
21.12.2024 г.
Главная arrow Статьи arrow Дети Атура
Главное меню
Главная
Биография
Публикации
Контакты
Оставить отзыв
Старая версия сайта
Карта сайта
Южный Кавказ
Статьи
Новости региона
JoomlaWatch Stats 1.2.7 by Matej Koval

Countries

81.7%UNITED STATES UNITED STATES
13.4%CHINA CHINA
1.8%CANADA CANADA
1.6%RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN FEDERATION
0.5%NEW ZEALAND NEW ZEALAND
0.1%SAUDI ARABIA SAUDI ARABIA
0.1%UNITED KINGDOM UNITED KINGDOM

Visitors



Дети Атура Печать E-mail
Рейтинг: / 10
ХудшаяЛучшая 
Автор ЛЕЙЛА САБЗАЛИ   
26.12.2009 г.
Оглавление
Дети Атура
Страница 2
Страница 3

Девичья башняГыз галасы

В российских документах начала XIX-го века  сооружение  это  упоминается как -« Хунзар-калыс». Ныне оно известно как - «Гыз галасы» или - «Девичья башня». Пожалуй, самое древнее и самое загадочное сооружение на территории Азербайджана. О времени возникновения которого и - о предназначении, вот уже несколько веков ведутся споры (подробнее об этом - в книге). А  упомянула я о нем вот - почему. У меня вдруг возник вопрос, - почему  название храма,  некогда посвященного верховному зороастрийскому божеству - Ахура Мазде вошло в историю под названием, -  «Девичья башня»? Что это, - историческая забывчивость? Или - наоборот,- хорошая генетическая память? Возможно, в дозороастрийские времена, то есть, до появления  нового  персонажа в  пантеоне древних арранских богов  - Ахура Мазды, храм этот действительно был посвящен женскому божеству?  Скажем, той же самой  - Анна-нне? Кстати,  не покинувшей земли Аррана и в  более поздние времена, во времена  зороастризма.  Правда, в зороастрийском пантеоне представшей уже под новым именем - Анахит.  Да и  в новой по значимости позиции.  Несколько отодвинувшись на задний план, кротко уступив место божествам мужского пола, - Ахура  Мазде с его шестью «амеша спента»(получившие вечную жизнь праведники), светозарному Митре и даже - Быку - Гаушу Урвану.  Да и в характере «отодвинутой» с первого плана  богини отмечаются существенные перемены.  Анахит уже  не богиня  распутства, а невинная целомудренная дева, скучающая в ожидании достойного ее мужа. И воинственность ее слегка смягчается,  хоть обязанности и остаются прежними, -  помогать людям в продолжении рода,  помогать природе  возрождаться. А еще - защищать арийцев от - замысливших против них зло - не арийцев. Да и  все реки и  источники пресной воды теперь в ее ведомстве, ведь она теперь еще и - Ардвисура (пречистая). И урожай  связан с ней, и тучность стад. А потому, хоть она и понижена в значимости и первостепенности, народная любовь к ней, а может и привычка, не оставляют ее своей щедростью. И возможно, именно для нее  легендарный Хунзар некогда  выстроил это  странное каменное  сооружение на отвесной скале? Полое внутри и в восемь современных этажей. Абсолютно без этажных перекрытий, которые  там  появятся значительно позже. Почти без окон, да и без дверей.  Двери  в этой башне прорубят тоже значительно позже.  А еще  с внутренним - то ли колодцем, то ли - подземным ходом, ведущим - неизвестно - куда. С пятиметровыми по толщине стенами, с  утопленными в них огромными ступенями, по которым современному человеку не так-то просто взбираться наверх башни. Понятно, храм все же строился не для «мелких человеков», а для величавой, монументо-подобной  красавицы-богини - «огненной девы».  Которая, согласно древним  легендам, периодически вылетала из этой башни по разным делам.  Иногда даже, чтобы сразиться с грозившими арийцам  врагами.

Нововведения Заратуштры  с признанием нового персонажа - Ахура Мазды и с провозглашением его верховным божеством  приживались в древнем культе непросто. Древние жрецы были недовольны, да и народ, привыкший к старым богам, предпочитал их - новым. А от рук одного из  недовольных жрецов, вероломно вонзившего в спину Спитамы нож, Заратуштра примет и свою смерть.

Да и  срок бытности этой башни - храмом Ахура Мазды был намного короче, чем длительный период ее принадлежности древней богине - матери  и госпоже всех арийцев ... ? А потому  после того, как  зороастризм в Арране будет уничтожен арабами, и  само упоминание  имен прежних богов будет поставлено под  запрет, недолговременная  причастность  Ахура Мазды к восьмиэтажному храму постепенно выветрится из памяти народа...?  И останется лишь  то, что накрепко засело в ней за предшествующие долгие тысячелетия...?  И сооружение это  останется с  его изначальной сутью.  Как  храм  девушки, имя которой постепенно сотрет из памяти  время.

Огненная хронология

Упоминаний о горящих огнях Абшерона и Баку  в исторических источниках древности - предостаточно. И самые ранние  из них, по мнению английского египтолога - Флиндерса Петри, относящиеся примерно - к 3-2-му тыс. дон.э. встречаются в  древне- египетской  «Книге Мертвых»  в связи с описанием священного  города Бога -- «Бахау»(Вakhau). Об  огнях Баку упоминалось в Библии и в  Евангелии. Страна огня поражала воображение каждого, кто видел ее, рождая благоговейный восторг и трепет перед неугасимым священным пламенем. И со времен античности о Кавказской Албании и огнях  Гайтары и Баруки  - городов на месте современного  Баку напишут  - Аполлоний Родосский в "Походе аргонавтов" (III в. до н.э.)  и Полибий  во"Всеобщей истории" (II в.до.н.э.). Стефан Византийский  в "Описании племен" (II в. до н.э.) и  Страбон в своей "Географии". Дионисий - в "Описании населенной земли" и  Корнелий Тацит в "Анналах" (I в. н.э.). Секст Юлий Фронтин в "Военных хитростях" (I в. н.э.) и Квинт Курций Руф - в "Истории Александра Великого (I в. н.э.).А еще Плутарх,  Плиний, Птолемей....
Упоминали о «горящей земле» и  авторы более поздних  исторических периодов, начиная с записок неизвестного автора, писанных в 395 г донэ в связи с приходом воинственных гуннов в Переднюю Азию, в том числе и в Мидию.  Где повествуется  об  «огненных стрелах»,  которыми воинственные мидийцы отражали нападение гуннов. Историографы древности  напишут о военных предприятиях Александра Македонского на  Гирканском - Каспийском  море в 331 году н.э. Напишут и о неизвестном войскам Александра - горючем веществе, которым  в глиняных горшках посредством метательных аппаратов - «наффатинов»  защитники крепостей  отражали  натиск наступавших на город  войск Александра Великого. Это вещество, а точнее - абшеронскую нефть в смешении с серой, винным камнем, древесной смолой и поваренной солью обладающее  свойствами современного напалма, позже назовут - «александрийским» или - «греческим» огнем.  Историографы напишут  и об огненном  зороастризме  албан и «морской смоле», горящей в храмах и домах последователей древнейшей религии. О «вечных огнях» Кавказской Албании и  о  целебном «мидийском масле», собираемом с поверхности земли, напишет византийский географ Приск Понийский.  В албанских летописях Моисея Каланкатуйского будет упомянуто о добыче соли и  нефти  в верховьях  Куры. А в средние века, с принятием на этих территориях  Ислама, о Баку и Абшероне  станут писать и  восточные, преимущественно, арабские историографы.  В 754 г аль-Базури сообщит о соляных озерах и нефти Ширвана, добываемой из неглубоких ям тюленьими бурдюками. И что применяли ее в хозяйстве, смазывая колеса  телег,  жгли в глиняных светильниках и использовали в строительстве.  А с IХ в. все чаще будут появляться  сведения о наличии на Абшероне - серой и белой нефти. Историографы будут писать о способах добычи  нефти на Абшероне - из неглубоких колодцев  деревянными ведрами, о том, что  в 1594 году  жителем Абшерона по имени - Нур был вырыт первый нефтяной колодец глубиной в -35 локтей. А также и о том, что нефть, груженная на ослах,  арбах и верблюдах  экспортировалась  в разные страны. Будут писать о фонтанирующей нефти и столбах горящего газа, горячих минеральных источниках и грязевых вулканах, бывших в ту пору  приметами нефтяного Абшерона.  Напишут об  этом и Масуди,  и Мукаддаси, и аль-Истахри, и Ягут Хамави.  Балазури и Абу Дулаф,  Закария аль-Казвини  и бакинец - Абдуррашид Бакуви. Напишут о нефтяном Абшероне  и европейские путешественники эпохи позднего средневековья -венецианец - Марко Поло, немец - Адам Олеарий, голландец Ян Стрейс.  А французский монах-миссионер  - Журден Каталани де Северак, пораженный величием огненной стихии и  кротостью простого народа, напишет обо всем этом в своих воспоминаниях о городе огней. О Баку и Абшероне писали итальянцы - Аллессандри и Векьетти, англичане - А Дженкинсон, Эдвардс и Декет. Французы - Ж.Шарден, Рафаэль Дюма и Сансон. Писали о «городе огней»  и русские путешественники - Афанасий Никитин и Федот Котов. Всех источников и не перечислить.

Огни Абшерона  привлекали на его земли не только гостей - путешественников и историографов. Наличие  богатств, с великой щедростью отпущенных - Свыше «огненной земле»,  на протяжении многих веков становились тяжким испытанием для владевшего ими народа. Привлекая  на эти земли множественных завоевателей. И не раз за свою  выстраданную историю Абшерон и Баку становились полигоном  жестоких захватнических войн и бесчестных политических игр. Набеги кочевников, греческие войска Александра Македонского, римские легионеры Тиберия, арабские завоеватели, войска Сефевидов.  Монгольские ханы и  набеги Надир-шаха, турецкие завоеватели Османской империи и войска Петра I. Земля эта дважды оказывалась в центре интересов в русско-турецких и русско-персидских войнах. В результате последней войны территория Азербайджана была разделена  надвое,  северная ее часть отошла к России,  южная - к Ирану. В 18 -м году минувшего столетия Баку был одновременно оккупирован войсками Англии и Турции.  В 21-м веке часть  территорий исторического Аррана оккупирована Арменией. И сегодня на этих территориях варварски уничтожаются древнейшие памятники каспийской и арранской культур! И делаются попытки - переписать историю этого региона, да  всего седого Абшерона.

Послесловие
Легенда.

Девяносто дней шла осада священного Багуана. Под покровом темноты все жители города Бога собрались на берегу Кульзум-Дениз у ворот храма златоликого Ахура Мазды. Где всю ночь верховный жрец - атропат Егирванд совершал священный обряд и молился богам в храме с затухающими огнями. Обращаясь к великому богу Добра и Мудрости, он просил его лишь об одном - о спасении священного города  и защите его от  полчищ захватчиков, чьи корабли, выстроившись в ряд, готовились к утренней атаке на город. Молил он Мазду и о том, что б священный огонь не осквернился руками нечестивцев. И, чтобы священные капища в домах верных слуг богов не погасли. Он говорил и с другими богами, и те внимали ему. Под утро, выйдя из храма к народу своему - огнепоклонному, мобедан Егирванд объявил волю богов,- Врагу - быть убитым. И падет он от рук невинной девы. Наутро, на вершине храма явилась прекрасная дева, окруженная огненным сиянием. Платье на ней было из огня, прекрасные огненные волосы обрамляли прекрасное, полное решимости лицо. Рука девы сжимала огненный меч. И провозгласил верховный жрец, - Спаси храм и священный город огненного бога, порождением которого являешься и ты! И взмыла в воздух - огнесияющая, и полетела с мечом в руке на могучего врага - полководца - Нур-Эддин шаха. И сразила его насмерть, исполнив  предначертанное богами. Но, вонзая  меч в грудь врага, была поражена любовью к нему - молодому и прекрасноликому. От горя дева вонзила свой меч туда, где наполненное любовью и болью, билось горячее девичье сердце. Огненная душа девы покинула прекрасное тело и вернулась в храм.... Семь дней и семь ночей выли сильные ветры - хазри и гилавари. И угасли священные огни в храме. Но, загорелись в семи фарсангах от него.  И остался храм без огня. С тех пор он зовется - Гыз галасы, то есть - Девичья башня. Иногда душа девы, обитающая в погасшем храме, вместе с легким ветерком летит на море - искать любимого. И, не найдя его, призывает злые ветры поднимающие на море шторм....

В VII-VI вв. до н.э. в районе города Баку произошло разрушительное землетрясение, совпавшее по времени с осадой на город войсками - Нур-Эддин Шаха. И на территории Баку в результате смещения грунта в нескольких местах был перекрыт выход газа на - поверхность - «И - погасли священные огни храма, но, зажглись - в семи фарсангах» - в местности, которая до сих пор носит свое древнее название - «Сура - ханы» - храм Луны.

И даже сегодня, пройдя путь от служения жестоким языческим богам, сквозь огненный зороастризм - к вере в единого Творца... Названия населенных пунктов все еще  напоминают некогда отрекшимся детям  Атура о - давно забытом огненном прошлом пропитанной нефтью земли Абшерона. Напоминают, как об историческом факте древнейшего происхождения народа Огненной земли.    



 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »


EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish
Последние комментарии
© Олег Султанов, 2005-2024
Перепечатка материалов только с согласия автора
Rambler's Top100 Дизайн и верстка -
AuroraScorpio © 2007