Взрыв 24 января в московском аэропорту «Домодедово», унесший жизни десятков наших сограждан, еще раз свидетельствует о том, что государству необходимы как особая форма борьбы с терроризмом, так и коренное изменение методов его предупреждения.
Ставший расхожим в российском обществе призыв «мочить террористов» в любом месте, видимо, себя не оправдывает. Наши силовики уничтожают этих злодеев там, где обнаруживают, но мирные граждане страны продолжают гибнуть. Значит, до сих пор в России действуют силы, способные организовать кровавые террористические акции. А пока такие злые силы есть, имеются основания для упреков в сторону наших силовых структур: МВД, ФСБ. Именно на личный состав этих государственных ведомств законодательством возложена обязанность эффективного противодействия распространению в РФ терроризма, борьбы с ним, осуществления его профилактики. На ней, профилактике, остановлюсь более подробно.
Наиболее важную роль для предупреждения актов террора играет наличие разветвленной агентурной сети. Закон предоставляет оперативному составу милиции, контрразведки, службы внешней разведки вербовать для решения государственных задач негласных сотрудников, оплачивать из казны их специфическую работу. Эффективный труд агентуры - предтеча уничтожения терроризма, и добросовестный агент (если он получает достойное материальное вознаграждение) способен парализовать действия группы даже очень опытных террористов, посеять в их рядах панику, склонить бандитов к добровольной сдаче властям. Вспомним, как во время Великой Отечественной войны самоотверженно действовала в тылу фашистов агентура НКВД и военной разведки. А разве сейчас страна не воюет? Ведь гибнут от рук врагов государства граждане Российской Федерации! Думаю, пришла пора тщательно проверить эффективность основы основ оперативной работы наших силовых ведомств - агентурную деятельность. Честно говоря, я не знаю, кто имеет право и должен проверять качество этой совершенно секретной работы милиции и ФСБ. Но твердо уверен в том, что если проверки осуществятся внутриведомственными контролерами, то результат будет нулевой. Скорее всего, целесообразно подключить к этому делу Совет безопасности России и комитеты по безопасности Госдумы и Совета Федерации, в состав которых входит немало опытных отставников в погонах. Причем, сделать так, что оперслужбы МВД проверялись спецами других силовых ведомств, и наоборот - оперативную работу чекистов подвергнуть проверке со стороны, например, служб собственной безопасности СВР и МВД. Подключить к такой проверочной работе и некоторых опытных бывших сотрудников оперативных служб, которые ныне ходят в членах клуба «российской элиты» - Госдумовской фракции «Единая Россия».
Суть проверки проста как двадцать копеек; выявить, сколько, к примеру, денег получил за 2010 год агент, предположим, «Бахрам», действующий в конкретном районе конкретной республики, в которой «шалят» террористы? После этого посмотреть все донесения «Бахрама» за прошлый год. И все! Сразу же станет ясно, реальный ли это помощник нашим «органам» или чистая подстава, выписывая которой деньги, нерадивые оперативники пополняют личный карман. Проверяющий должен в обязательном порядке добиться контрольной встречи с тем же «Бахрамом», поговорить с ним откровенно о его негласной работе или - о его безделье, связанном с пополнением кошелька жулика-оперативника.
Наверное, читающие сейчас эти строки опера - волчары недобро усмехнутся: - что ты, мол, знаешь, писака чертов, о сложной процедуре вербовки хорошего агента, или о том, какие крохи выделяет государство на зарплату секретных сотрудников?!
Особо спорить не буду, может, мало знаю, но главное, наверное, в том, чтобы об этом хорошо знали не журналисты, а законодатели и президент РФ, которые утверждают законы, касающиеся оперативной работы милиции и спецслужб. Те самые законы, по которым хорошим агентам государство платит меньше, чем дворнику. Да и кадровые офицеры оперативных подразделений милиции вряд ли нахваливают щедрость государства, на жалком материальном содержании у которого они состоят.
...Сам когда-то носил погоны, и сейчас нередко общаюсь с теми, кто уполномочен государством охранять порядок в России. Их мнение однозначно: ныне в организации агентурно - оперативной работы силовых структур царит неразбериха и хаос, которые и мешают наладить в стране эффективную профилактику терроризма. Наша ФСБ прекрасна осведомлена, например, об источниках финансирования террористов, о зарубежных каналах поставки оружия, боеприпасов. Но все эти важные данные дают полную картину по причинам террористической активности, однако, не заменят собой даже одного особо ценного агента, который мог бы сообщить на Лубянку о готовящемся 24 января 2011 года взрыве в зале прилета аэропорта «Домодедово».
Наверное, подавляющее большинство нынешних государственных деятелей России до сих пор сохраняет иллюзии, рожденные еще в СССР, о том, что «стукачи» милиции и госбезопасности вкалывают ради идеи. Но вы, господа, все те старые идеи, которые объединяли общество, ради которых люди шли на смерть, уничтожили. А посему, извольте щедро платить за любую информацию, которая спасет от террористов хотя бы одного гражданина нашей с вами страны...
Московская правда, 26.01.2011г. |