После формирования нового состава правительства России наши и многие зарубежные политологи словно соревнуются в самых невероятных прогнозах эффективности назначенного В. Путиным кабинетом министров. Наиболее «обеспокоенные» будущим страны аналитики прямо-таки стонут: история повторяется, в обойму высшего чиновничества вбиты не профессионалы, а вновь верные Кремлю люди!
Так ли это? Надо, прежде всего, ясно понять, чем, в сущности, обеспокоены критически настроенные к возглавленному Дмитрием Медведевым правительству оппоненты.
Во-первых, история никогда не повторяется, и все в нынешней России обстоит теперь в корне по-иному, чем в начале ХХI века, когда государство возглавил кадровый сотрудник спецслужбы. Сейчас нам в глаза глядят совсем иные факты, от которых зависит благополучие или прозябание нашей страны; и цены на углеводороды другие, и политическая обстановка в мире мало схожа с начальным периодом нашей и американской борьбы с международным терроризмом. И, пожалуй, самое сейчас бессмысленное дело во внешней и внутренней политике - убегать от этих фактов, не рассматривать их как динамическую смену важных позиций в государственно-общественных отношениях. В тоже время невозможно отрицать, что эти отношения между РФ и ее основными партнерами на международной арене и ныне раздираются острыми противоречиями, которые порой носят даже драматический характер. Взять хотя бы проблему противоракетной обороны, которой американцы собираются защищаться от мифических восточных агрессоров. А сколько ныне обнародуется США и РФ громких взаимных упреков в том, что власти наших государств жестко относятся к митингующим гражданам?! Продолжают активно работать и разведки, выискивая чужие секреты, тайно вмешиваясь во внутреннюю жизнь «стратегических партнеров». При этом и мы, и они еще громче толкуем о демократии, о недопустимости нарушения прав человека.
Словом, как и прежде, правительства более-менее сильных государств используют любые легальные и нелегальные методы для того, чтобы навредить друг другу. И арсенал таких методов постоянно растет, Кремль и вашингтонская администрация в подобном противостоянии рассчитывают и на собственные силы, и на чиновников, и отчасти на народные низы. Все эти столь любимые высокого ранга политиками игрища происходят в условиях надвигающегося на мир экономического кризиса, который в очередной раз может резко обострить социально-политическое положение в России, где к работе приступило новое правительство. Напутствуя его членов, президент В. Путин был немногословен, но четок: «Работа сложная, предельно конкретная. Ситуация, в которой находится мировая экономика, неопределенная, очень много факторов неопределенности. В этих условиях вам придется осуществлять программу развития России...».
Не будем вдаваться в штрихи биографий новых и оставленных у руля отраслевых ведомств министров. Главное, наверное, в другом: именно этих нескольких десятков чиновников глава государства рассматривает как важнейший внутренний кадровый резерв России, от эффективности действий которого зависит экономическое и политическое положение в нашей стране, ее авторитет в мире. Ведь вполне вероятен не ожидаемый веками всем нашим народом социальный эффект, а экономический спад, в ходе которого РФ столкнется и с увеличением безработицы, и с осложнением международной обстановки, что даст нашим заокеанским «друзьям» и некоторым не очень конструктивным представителям российской уличной оппозиции повод развернуть в стране очередные шумные баталии «за демократию». А в условиях экономических потрясений такая политическая лихорадка лишь усугубит в России ее и без того немалые социальные проблемы. Смогут ли назначенцы Владимира Путина застраховать РФ от подобной цепной реакции? Очень в это хочется верить. Я не всучиваю читателям некие успокоительные пилюли, ибо порой они в реальной жизни сродни сильному яду, но и утверждать, что благие намерения нового правительства не смогут быть реализованы, думаю, нельзя...
Отдельная речь о реанимации партия «Единая Россия», на недавнем 13-м съезде которой ее председателем избран премьер-министр Д. Медведев. Многие в нашем обществе, да и сам я неоднократно критически оценивали и оценивают эту партию как пристанище для нечистоплотных чиновников и разного рода проходимцев. Но, судя по развитию в стране политических событий, Кремль, вернее, В. Путин решил взвалить на плечи и министров, и «Единой России» бремя вытаскивания РФ из возможной (из-за предстоящего кризиса) финансово-экономической пропасти. Можно предполагать, что в новых интересах единороссов, чтобы их партия привлекла к себе широкие слои общества, превратилась в некий идеологически-материальный таран, который сможет пробить любые крепкие ворота, пока преграждающие путь внедрению в России более разумной, чем сейчас, экономической политики. Конечно, после многолетних общественных обвинений в адрес «Единой России» во всякого рода неблаговидных делах массовое вовлечение критически настроенных граждан в дело активного поддержания устоев сложившейся в стране власти, защиты России от неблагоприятного внешнего влияния - процесс очень сложный. Но другого выхода нет; усиление общественного раскола сейчас означает для РФ гибель. Если общественные несогласия приобретут явно политическую окраску, то наше государство, скорее всего, вновь погрузится в кровавую пучину классовых битв. Это понимают и «Единая Россия», и все ее реальные оппоненты; имею в виду, конечно, непарламентскую оппозицию. Ныне обновляемой партии власти, думаю, следует решительно смести все искусственно созданные ею и Кремлем социальные перегородки между собой и народом России, ликвидировать атмосферу подозрительности вокруг деятельности единороссов, безжалостно избавляться от партийцев, позорящих своими действиями имидж и «Единой России», и страны в целом. Долговременная преданность действующей власти никогда не сможет заменить собой верность высшим идеалам общества, потому что самая притягательная сила для членов любого общества - это социальная справедливость. Ее в России пока нет, а потому мы практически беззащитны перед экономическими и отчасти военными угрозами. Новая «Единая Россия», полагаю, должна завоевать себе в обществе место и без харизматического лидера, которым был В. Путин, без многомиллионных бюджетных вливаний, и сделать так, чтобы все ее идеи и действия опирались только на общенациональные нужды.
Скажу честно, нет, на мой взгляд, сейчас в нашем государстве партии, которая реально способна формировать общественное мнение. Власть хочет, чтобы эту важную функцию исполняла ее партия. Но для этого необходимо, чтобы «Единая Россия» не обостряла своей послушностью Кремлю противоречие между финансово сильными кланами и небогатым материально населением, а вместе с народом отстаивала его, увы, пока лишь конституционные права, боролась вместе с нами с экономическими затруднениями, принимала в Федеральном Собрании законы, улучшающие жизнь в России.
Кто-то из читателей сейчас, возможно, усмехнется, мысленно обвинив меня в забывчивости относительно некоторых зафиксированных выкрутасах «Единой России» на избирательных участках, на садовых «участках», где расположены дворцы, великолепию и роскошности которых могут позавидовать не прибегающие к откатам и «заносам» арабские шейхи. Да, и ныне в нашей стране есть такой порочный круг, но нам всем вместе надо его прорвать. Если новое правительство, новая «Единая Россия» не предпримут такой прорыв, то Россия НИКОГДА не доведет свой социально-экономический потенциал до необходимой степени развития - развития для достижения могущества страны и процветания ее общества. Власть просто обязана немедленно организовать эффективный акт некой юридической агрессии против тех лиц, которые посягают на права государства и граждан страны. Именно такой акт явится кульминационным моментом в осуществлении нужной России системы практических мероприятий по реальной защите нашего государства от внешней и внутренней угрозы.
Московская правда, 29.05.2012 г. |