24 июля глава правительства России Дмитрий Медведев встретился с руководителями рабочих групп «Предпринимательской инициативы», до которых он довел свое «особое» понимание некоторых статей Конституции РФ.
В стенограмме этой встречи буквально светится гранитовым отливом фраза, произнесенная юристом, которого крутая чиновничья судьба лихо забросила в кресло премьер-министра: «...Мы в течение многих лет говорили, что земля - это наша высшая ценность, что мы ее не можем распродавать, что это богатство будущих поколений. Ну и что в результате мы имеем? Очень часто имеем просто деградацию земельного фонда и отсутствие реальных возможностей для строительства».
Дмитрий Анатольевич посетовал на то, что огромное количество земель, принадлежащих министерствам и ведомствам, не используется, а потому, мол, необходимо быстро провести массовую приватизацию земли, безусловно, после пересчета ее кадастровой стоимости.
Не буду в лоб «укорять» нашего российского главного «визиря», но позволю себе напомнить ему, что некоторые неиспользуемые государством земли принадлежат структурам, находящимся в ведении именно господина Д. Медведева. И он, наверное, помнит содержание статьи 9 (глава I) Конституции России, где четко указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Этой же статьей узаконены формы собственности на землю (государственная, частная, муниципальная и иные). Увы, когда слушаешь приватизационные «наказы» премьер-министра, приходишь к выводу, что один из высших руководителей России призывает своих министров побыстрее избавиться от принадлежащей государству земли. Призыв этот базируется на убеждении Д. Медведева, которым он поделился с почтенной предпринимательской публикой: «Конечно, очень важным является решение набившего оскомину земельного вопроса. Сегодня у нас строить очень сложно, и в то же время огромное количество земель, которые пригодны для строительства, не используется, в том числе те земли, которые находятся в ведении министерств и ведомств...».
У меня создалось мнение, что Дмитрий Анатольевич расписался в собственной беспомощности, признавшись, что его кабинет министров не может организовать сложную работу по обустройству государственных земель. А потому выход из создавшейся ситуации он видит в распродаже земли, то есть передаче ее в более умелые и более созидательные руки, обладателям которых земельный вопрос, надо понимать, пока не набил оскомину, как Д. Медведеву.
Получается, что премьер-министру не по душе требования Основного закона России, обязывающие владельцев государственных земель эффективно использовать и охранять эти земли, которых Конституция РФ категорично обозначает в качестве основы жизни и деятельности всех народов, проживающих в нашей стране?
С другой стороны, вряд ли господин Д. Медведев сможет гарантировать, что массовая приватизация земли принесет выгоду и государству, и частному бизнесу. К примеру, в той же Московской области государству принадлежит всего около пяти процентов земель, а все остальное давно распродано (мнение главы компании «Гео-Девелопмент» господина М. Лещева).
Невозможно отрицать и то, что земля в России является очень мощным коррупционным ресурсом, за который будут насмерть биться и бизнесмены, и муниципальные чиновники, и нечистоплотные представители федеральной власти. Намерение руководителя правительства снизить роль государства в «земельном вопросе», я уверен, на ура будет встречено многими иностранными инвесторами, для которых наши земли, напомню, содержащие богатые полезные ископаемые, всегда были лакомым кусочком.
Но лично меня успокаивает другое: государственный чиновник Владимир Путин всегда крайне настороженно относился ко всем вопросам по ускорению приватизации любых государственных ресурсов. Во всяком случае, пресс-секретарь В. Путина господин Песков месяца три назад озвучил мнение (вряд ли, думаю, свое...) о том, что «...Вопрос о приватизации очень сложный, с ним нельзя спешить».
Но глава российского Белого дома спешит, видимо, полагая, что приватизация будет способствовать развитию земель, капитализации экономики. На деле же такая спешка может, на мой взгляд, обернуться тем, что земли России хапуги, в том числе и иностранные, вовлекут в такой «коммерческий» оборот, от которого еще сильнее пострадают труженики нашей страны. Трудно не согласиться с публицистом Анатолием Барановым, иронизирующим по этому поводу: «У нас в России, например, есть такая смешная бумажка - Конституция. И в ней право на частную собственность, в том числе и на землю, прописано довольно-таки ясно. В чем тут роль правительства?».
На самом деле, Дмитрий Анатольевич, роль конкретно Вашего кабинета министров в решении набившего лично Вам оскомину земельного вопроса в Основном законе РФ не прописана. Может, было бы целесообразным проанализировать роль российских министров в деле деградации земельного фонда?
Московская правда, 28.07.2012 г. |