В начале сентября в столице прошло двухдневное совещание руководителей представительств и представителей Россотрудничества за рубежом. Одним из главных вопросов повестки дня явилось состояние работы по повышению за границей имиджа России. Своими мыслями по этому поводу поделился с присутствующими глава правительства РФ Дмитрий Медведев.
Он отметил, что наша страна обладает высоким инвестиционным потенциалом, который пока должным образом не реализован: «...Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутационными потерями, которые мы несем. И эти проблемы не нужно упрощать, они существуют, и надо признать, что часть проблем коренится в нас самих».
Наверное, уважаемый Кремлем премьер-министр, говоря «в нас самих», имел в виду именно руководство страны, а не общество, которому просто не под силу решать имиджевые задачи России. А кому же под силу? Скорее всего, такой организации как Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству). Оно было образовано четыре года назад указом президента РФ, а им в то время являлся господин Д. Медведев, решивший, видимо, что Россотрудничество обязательно переплюнет по показателям свой аналог - американское Федеральное агентство по международному развитию (USAID). Но, увы, детище президента Медведева в отличие от детища президента Кеннеди оказалось если не мертворожденным, то весьма хиленьким, что собственно и признал нынешний премьер-министр, выступая на совещании Россотрудничества. Ведь деятельность этой организации и всех его загранучреждений должна быть направлена на «утверждение за рубежом объективного представления о современной России, ее материальном и духовном потенциале, о содержании внутри- и внешнеполитического курса страны». Так, во всяком случае, утверждается на сайте Россотрудничества.
А раз Медведев завел речь о повышении имиджа РФ за рубежом, значит, есть тому объективные причины, то есть имидж этот ныне хромает. Как же в данном случае не предположить, что Россотрудничество не дорабатывает? А ведь его представительства открыты (следовательно, действовать должны) в 74 государствах! Подчеркну, вся эта «общественная дипломатия» оплачивается из государственного бюджета России, пополняемого ее народами. Наверное, и бюджет Россотрудничества весом, ибо оно «...Активно взаимодействует с международными и региональными организациями, созданным РФ совместно со странами СНГ, разрабатывает и реализует по согласованию с МИД России и другими ведомствами программы помощи странам СНГ».
Однако, считает премьер-министр Медведев, этого мало, и призвал на совещании к возрождению «Обществ дружбы с зарубежными странами».
Не возникнет ли перебор, Дмитрий Анатольевич, бюджет то не резиновый? Да и толку что? Возродим «Общества дружбы», чтобы года через четыре собрать совещание, на котором отметить, что эти общества неработоспособны, не способствуют повышению имиджа России на международной арене.
Много внимания в своем выступлении на совещании Д. Медведев уделил вопросам гуманитарного присутствия РФ за рубежом, рассказав, что в течение предстоящих трех лет планируется открыть за границей еще более трех десятков новых представительств Российского центра науки и культуры. По мнению руководителя российского правительства, эти центры должны быть «Многофункциональными и полезными для разных социальных, возрастных групп, для всех, кто интересуется Россией...».
...Не в обиду нашим государственным имиджмейкерам будет сказано, но все их усилия, думаю, являются растранжириванием бюджетных средств. Поясню, на гипотетическом примере. Предположим, я гражданин некой иностранной державы, дружащий с Интернетом и прессой, посетил представительство Россотрудничества в своей стране. Сотрудники представительства взахлеб посвящают меня в грандиозные культурные и экономические успехи России, показывают красочные слайды, приводят впечатляющие примеры, предлагают совершить ознакомительную поездку в РФ, правители которой денно и нощно думают лишь об удовлетворении народных нужд. А я, повторю, дружу с Интернетом, и начинаю задавать «повышателям имиджа РФ» из Россотрудничества разные вопросы, на которые они вряд ли грамотно ответят, так как толковые ответы на мои вопросы может дать, предполагаю, лишь глава кабинета министров России.
Итак, начнем задавать вопросы.
- Интеграция в Азию для РФ является, конечно, крайне важным делом. Насколько оправданы миллиардные затраты России на проведение саммита АТЭС во Владивостоке, где даже на фейерверки хотят использовать почти 300 млн. рублей из бюджета страны? Когда Россия сможет вернуть в свои бюджеты разных уровней потраченные на подготовку к этому саммиту $ 19 млрд? Не выглядит ли РФ в глазах иностранцев придурком, который пытается скрыть за сооружением красочной витрины свое моральное и материальное убожество?
- Имеет ли право Россия осуществлять в разных государствах гуманитарную миссию, если с гуманизмом на территории самой РФ есть определенные проблемы? К примеру, в Тверской области суд приговорил учителя Илью Фарбера к 8-ми годам лишения свободы в колонии строгого режима, Фарбер обвинялся в получении взятки в $ 4 тыс.
В тот же день, когда был осужден Фарбер, суд в столице России вынес приговор генерал-майору полиции в отставке Олегу Аксенову (за вымогательство у коммерсанта $ 500 тыс.) - 4 года лишения свободы условно.
В январе 2010 года в хакасском городе Черногорске местный житель был осужден за кражу четырех куриц к трем годам заключения. В марте 2011 года дочь председателя избирательной комиссии Иркутской области Анна Щавенкова, сбившая в конце 2009 года на автомашине двух женщин на тротуаре (одна скончалась...) была приговорена к 2,5 годам колонии-поселения с отсрочкой наказания на... 13 лет.
И таких примеров масса. Спрашивается, смогут ли меня, иностранца (читай выше) сотрудники Россотрудничества сделать другом России, если не ответят по - существу на вопросы подобного рода? Сомневаюсь. Зачем тогда тратить колоссальные средства на «гуманитарно-агентурную» работу за рубежом, работу, которая может быть перечеркнута даже одним неправедным судебным решением или - прикарманенным российскими чиновными жуликами одним миллиардом долларов? Кстати, разве не резонно предположение, что и на «общественной дипломатии» некие прохиндеи могут «делать деньги»? А что, церковь ведь зарабатывает миллиарды на вере людей в того, которого на Земле пока не видел ни один человек. Так и Россотрудничество, финансирующееся государственным бюджетом за работу по повышению за границей положительного имиджа России, имиджа, которого пока просто нет. А расходы из бюджета ощутимы...
Московская правда, 08.09.2012 г. |