Олег Султанов


Девичья Башня, г. Баку
г. Усинск г. Москва
25.11.2024 г.
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Альменда: культурный тупик или новое «светлое будущее»?
Главное меню
Главная
Биография
Публикации
Контакты
Оставить отзыв
Старая версия сайта
Карта сайта
Южный Кавказ
Статьи
Новости региона
JoomlaWatch Stats 1.2.7 by Matej Koval

Countries

80%UNITED STATES UNITED STATES
13.2%CHINA CHINA
2%SERBIA AND MONTENEGRO SERBIA AND MONTENEGRO
1.8%CANADA CANADA
1.5%RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN FEDERATION
0.5%NEW ZEALAND NEW ZEALAND
0.1%SAUDI ARABIA SAUDI ARABIA

Visitors

Today: 1


Альменда: культурный тупик или новое «светлое будущее»? Печать E-mail
Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 
Автор Агамали МАМЕДОВ   
08.09.2012 г.

Альменда: культурный тупик или новое «светлое будущее»?Был такой (наверное, и есть) анекдот. Приходит к директору изобретатель с роботом для стрижки волос. И когда директор ему возражает, что-де головы-то у всех разные, изобретатель отвечает, что это только до первой стрижки.

Так и у нас. Дети рождаются (слава Богу, пока еще) разными, а затем образовательные стандарты, ЕГЭ уравнивают всех. Но раньше всех это делают, и очень «успешно», наше ТВ, Интернет и т.д.

Психологи любят выводить разные диаграммы соответствия стандартности и «зашоренности» мышления и количества часов перед ТВ, но главное не в этом, а в том, что ТВ (компьютер и др.) всего лишь инструменты и средства реализации основного господствующего жизненного тренда: убить время. А это не требует труда, усилия, сосредоточенности и всего того, что составляет основу всякой творческой деятельности. Просто надо прожить и убить время. Мы как-то и не замечаем, что рушатся устои всей цивилизации, появляются губительные для всего человечества тренды, ибо из шкалы ценностей окончательно вычеркиваются труд и творчество.

Для Античности время было вместилищем жизни: «Все у нас чужое, мой друг Луций, лишь время наше», - писал Сенека. Средние века - время как возможность познания Бога и самосовершенствования: «Даже возделывая виноградник, нога должна направлять тебя к истине».

Модерн выдвинул принципиально иной лозунг: «время - деньги».  Возникла масса теорий о цене, прежде всего, материальной, самого важного продукта - времени: тайм-менеджмент, рационализация жизни, учет времени (системы Форда, Богданова, Любищева и т.д.).

ХХ век своим отрицанием всего предшествующего гуманизма, войнами и социальными катаклизмами не мог не привести к идее абсурдности бытия и времени, которое, наверное, можно и убить.

Из меня
слепым Вием
время орет:
«Подымите, подымите мне
веков веки».
(В. Маяковский).

Потому что все остальные варианты - противостояние, исправление, творческая деятельность - требует, прежде всего, труда. А он (труд), увы, стал не в почете. Главное, считается, не производить, а потреблять. Производство абсурдно, опасно, катастрофично, а посему надо, прежде всего, потреблять. И в хаосе потребления, авось, и зародится что-то новое, необычное, нестандартное, но без устоявшихся истин, авторитетов, правил и норм.

Перформанс сменит культуру, флеш - моб - театр. Так возникла Альменда - первоначально земли общего пользования, а-ля городской пляж, где нет начальников, правил, законов, иерархии, но все хаотично живут и существуют в неком иллюзорном мире. Если XIX век формировал строгие вплоть до архитектурности представления о жизни (базис и надстройка), а ХХ век породил образ гигантской корпорации, то Постмодерн все свел к «пляжу», к развлечению, к человеку праздному. И вот в этой Альменде, как в некоем празднике, возникает иллюзия, новая иллюзия равенства и легкости жизни, беззаботной и неотягощенной ничем. Социологи отмечают, что потеря работы сегодня не становится трагедией, и в шкале жизненных ценностей не происходит обвал.

В. Розанов писал, что катастрофа в стране началась со смещения эстетических ценностей, когда на похоронах Некрасова Достоевский сказал, что Некрасова можно поставить наравне с Пушкиным, а студент (говорят, это был Плеханов) крикнул: «Выше, выше Пушкина!». Поэтому исчезают, надеюсь, не в последний раз, классики (ибо понять их - труд, еще какой труд, а это не в тренде сегодняшнего праздника). Иногда сравнивают нынешний культурный нигилизм с 20-ми годами нашей страны, когда ниспровергали все устоявшиеся авторитеты. Так, В. Маяковский писал А. Пушкину (понятно - кому же еще?!):

После смерти нам стоять почти что рядом -
Вы на Пе, а я на эМ
.

Правда, «Крокодил» моментально отреагировал, что между М и П есть две буквы «вместе НО».

Однако аналогия начала нашего и начала прошлого века не верна. В 20-е годы были ЛЕФ, РАПП, имажинисты, комфуты, «Кузница», «Перевал», конструктивисты, оригиналисты - фразари, крестьянские поэты и т.д. Была творческая альтернатива, поливариантность поиска. Приглашались мировые корифеи науки. Все ждали не только нового Пушкина, не в слепом тумане обсуждались контуры будущей жизни. Ежемесячно в МГУ обсуждались самые интересные проблемы: Бог ли Христос, нужна ли адвокатура, какими будут брак, школы будущего. Был огромный интерес к литературе, к поэзии, театру. Для удовлетворения нового «книжного голода» было создано крупнейшее в Европе издательство «Земля и фабрики».

И надо ли от этого отказываться? Надо ли уподобляться странам, не породившим Достоевского, Толстого, Пастернака и Ахматову? Надо ли перенимать чужие ошибки и ехать в последних вагонах чужого поезда? Хотя, кажется, уже уподобились! Культура стала продуктом потребления на пляже Альменды. 30-летний стаж преподавания позволяет мне сделать вывод: для объяснения некоторых тем в социологии необходимо опираться на знание мировой музыки, литературы, науки. Но если раньше более 70% первокурсников занимались музыкой, то сейчас их менее 15%. Как сейчас объяснить студентам, что у каждого в Политбюро ЦК КПСС был любимый литератор, так Троцкий любил Пильняка, Сталин - Маяковского, а многие - Есенина и Бедного. Это практически невозможно понять, ибо чиновник и любовь к литературе с трудом воспринимаются сейчас. Представить чиновника, читающего стихи, в принципе, уже трудно. Мы же все в Альменде! Главное, как в рынке, не вмешиваться, не учить, не наставлять. Все вырастет само собой. Вот и выросло.

Бездумная коммерциализация культуры привела к созданию продуктов на потребу дня, на потребителя, спонсора, заказчика. А заказчик может быть всяким. Как следствие, экран заполонила криминальная тема, идет небывалое по охвату воспроизведение криминального поведения. И воевали они лучше, и слово держат, верны своей чести, законам. На памяти десятки новых фильмов про Великую Отечественную войну, которую выиграли благодаря штрафбатам, штрафротам, криминалу, а комиссары и чекисты только мешали им воевать, а так бы и война завершилась раньше.

Конечно, в литературе и раньше писали о челкашах - В. Гюго, А. Пушкин, М. Горький, Л. Леонов. Но это был не мейн-стрим их творчества. Их не идеализировали (может быть, только Горький). Так, Ф. Достоевский не только в каждом человеке видел преступника, но и в каждом преступнике - человека. И прежде всего, путь его к Богу, к истине, к красоте.

Сейчас же появились добрые киллеры, совестливый вор, честный грабитель, наверное, скоро будет и романтичный насильник. Причем, язык и стиль мышления криминальных групп автоматически становится тотальным. В далеко небесталанном сериале «Глухарь» порой трудно провести грань в поведении героев и определить, кто на чьей стороне. Представьте Анискина говорящим языком Глухаря, или действующим как Глухарь, или Тихонова или Даля, говорящими языком героев современных сериалов.

Кстати, о языке. Сказать, что в наше время не было мата (как и секса), значит, кривить душой. Но он был уделом маргинальных групп или эпатажных литераторов (Алешковский и т.д.). Ныне же «обязательность» мата вызывает ощущение трагичности бытия.

Появилась новая «эстетика безобразного», где все пошлое, некрасивое, анти-совершенное заслонило классику. Сравнить Г. Отса, М. Магомаева, С. Захарова и других звезд недавнего не с кем, даже если речь идет не только о внешних данных.

Талант - единственная новость,
Которая всегда нова.
(Б. Пастернак).

«Фабричный» продукт заслонил талантливую, но редкую индивидуальность, хотя декларируется, что новой цивилизации непременно требуются уникальность, единичность, яркость. Но ведь неповторимость имеет разные тренды - в сторону высоких идеалов, и наоборот. Как же нам обойтись без классиков?

Опять Шопен не ищет выгод.
(Б. Пастернак).

И, наконец, любая новая правящая элита, партия или просто политическая группа старается воспроизвести себя в следующих поколениях, для чего создаются паттерны поведения в детской литературе, кинематографе, театре и т.д. Не случайно СССР (при всех его проблемах) создал величайшую в мире детскую литературу (Л. Кассиль, А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой, С. Михалков), издавались и дореволюционные детские писатели. На книжных выставках в Европе советская детская литература производила фурор, причем без всякого «промоушена», рекламы и перформанса.

Когда же нам ждать от нынешней эпохи «страданий сеньора помидора», «белых дьяволят», неуловимых «юнкеров»? Или на пляже, в Альменде, уже ничего не нужно... и даже «Ежик в тумане», «Республика ШКИД», «Швамбрания» (далее по списку).

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
(Б. Пастернак).

Агамали МАМЕДОВ,
доктор социологических наук,
заведующий кафедрой социологии культуры
и коммуникативных систем социологического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Московская правда, 26.09.2012 г. 

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »


EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish
Последние комментарии
© Олег Султанов, 2005-2024
Перепечатка материалов только с согласия автора
Rambler's Top100 Дизайн и верстка -
AuroraScorpio © 2007