Олег Султанов


Девичья Башня, г. Баку
г. Усинск г. Москва
22.11.2024 г.
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Мал золотник, да не дорог. Кому и почему?
Главное меню
Главная
Биография
Публикации
Контакты
Оставить отзыв
Старая версия сайта
Карта сайта
Южный Кавказ
Статьи
Новости региона
JoomlaWatch Stats 1.2.7 by Matej Koval

Countries

79.6%UNITED STATES UNITED STATES
13.1%CHINA CHINA
2.5%SERBIA AND MONTENEGRO SERBIA AND MONTENEGRO
1.8%CANADA CANADA
1.5%RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN FEDERATION
0.5%NEW ZEALAND NEW ZEALAND
0.1%SAUDI ARABIA SAUDI ARABIA

Visitors



Мал золотник, да не дорог. Кому и почему? Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Автор Леонид Быковский, Олег Султанов   
04.05.2007 г.
Оглавление
Мал золотник, да не дорог. Кому и почему?
Страница 2
Страница 3
Страница 4

 Вопросы к президенту

«Краткий курс» социальной экономики для правительства, Федерального Собрания, Общественной палаты РФ

Мы считаем, господин президент, что в свете недавних печальных событий в российской медицине, непосредственно затронувших жизненно важные интересы большинства наших граждан, необходимо трезво осмыслить явное противоречие между растущими доходами бюджета и катастрофической нехваткой средств для простых россиян.

Нелегкое развитие национальных проектов, какими бы заманчиво - красивыми они не были, с беспощадной реальностью подтвердило и ранее хорошо известную истину о том, что как ни крути и какие райские кущи не обещай, но, в конце – концов, путь к ним руководство страны попытается проложить через кошельки граждан. Их подавляющее число в нашей богатейшей стране постыдно бедно. Даже в условиях хорошо известных и традиционных для России бед (куда уж от них денешься), по крайней мере, надо всё же запрягать лошадь впереди телеги, а не наоборот.

Во всех развитых странах фундаментом рыночной экономики, без которого невозможно её нормальное развитие, стал малый бизнес. В нем, по данным ООН, занята половина населения Земли. Малые предприятия дают от 50 до 70 процентов прироста национального продукта (в Канаде до 90 процентов), что и является определяющим при формировании доходной части государственного бюджета, обеспечении рабочими местами большей части экономически активного населения и возможности достойной оплаты за труд. В таких странах, как Китай, Южная Корея, именно малые предприятия производят не менее половины всех экспортных товаров. Как это не удивительно, но малые предприятия - лидеры в рождении инновационных идей и продуктов, в развитии и становлении высокотехнологических производств. Работа на таких малых предприятиях становится всё более престижной, именно на них можно быстрее сделать карьеру и иметь высокие заработки.

Мировой опыт подтверждает, что малый бизнес при оказании ему поддержки на начальном этапе своего развития в кратчайшие сроки обеспечивает ощутимое, до 30-50% пополнение государственной казны путём налоговых поступлений. Именно он в значительной степени ответственен за создание и формирование среднего слоя населения.

Малое и среднее предпринимательство занимает исключительно важное место в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран США, Западной Европы и Восточной Азии. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий уже вышло на уровень от 80 до 99% от общего числа предприятий, сосредоточив у себя до двух третей экономически активного населения и производя до 50% валового внутреннего продукта (ВВП). Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых еще десять лет назад составляла: в США – 70%, в Японии – 78%, в Италии – 73%, во Франции – 54%. В малом бизнесе функционирует основная масса национальных ресурсов, и именно этот сектор является питательной средой для крупного бизнеса. Одна из причин развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой состоит в том, что там крупная промышленность не противопоставляется малому бизнесу. Его понимание в мире и в России разительно отличаются. Мировая практика работы малого бизнеса – это вовсе не магазины, кафе и рестораны. У них это очень серьёзный бизнес, концентрирующийся вокруг автогигантов, крупнейших фирм - производителей электроники, строительных фирм…

В России этого просто нет. Говорить о малом бизнесе можно только, имея в виду розницу, общепит или оказание мелких строительных услуг.

А теперь чуть более подробно о ситуации в нашей с Вами, господин президент, России.

Количество малых предприятий на тысячу жителей в России в 6 раз меньше, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Как следствие, доля малого бизнеса в общественном производстве России, по различным оценкам, всего лишь от 8 до 11% ВВП. По данным налоговиков, общее число занятых в малом секторе экономики составляет порядка 17% от общей численности экономически активного населения, что в 3-4 раза ниже уровня развитых стран.

Необходимо отметить, что при всём этом - статистические данные по малым предприятиям в России по многим показателям неточны. Так, например, неоспорим тот факт, что примерно половина малых предприятий в России – «мёртворождённые» и не ведут никакой активной деятельности, хотя и не ликвидированы в юридическом смысле. Фирмы «однодневки» - тоже «ноу-хау» российской экономики.

Более половины из всех работающих малых предприятий сосредоточены всего лишь в 8-ми субъектах Российской Федерации, около четверти из них – в Москве. Подавляющее большинство малых и средних предприятий в России занято в торговле и общественном питании.

А как обстоит дело со средним классом в России, может быть там дела получше?

В рыночной экономике средний класс – основной налогоплательщик и он же является основой инвестиционной активности. Именно его экономическое положение (а уж никак не миллиардеров и миллионеров) определяет состояние бюджета, реализацию всех необходимых социальных программ. Средний класс, занимая среднее положение внутри материально-имущественной шкалы, является оплотом социальной стабильности, так как именно он заинтересован в сохранении своих социальных позиций. Средний класс обеспечивает поддержание высокой производительности труда, генерацию и распространение знаний и информации. И он в значительной мере определяет характер и структуру потребительского рынка. Обладая всеми этими признаками, средний класс является и гарантом политической свободы.

Средний класс – определённая социально-экономическая и социологическая общность (образование), характеризуемая не только показателями потребления или среднего дохода, но и рядом других признаков. Наиболее характерных из них - пять: доход, владение недвижимостью, владение движимым имуществом, профессионально-квалификационный статус и адаптированность к сформировавшимся социально-экономическим условиям. Максимальная реализация каждого ресурса и есть шанс, позволяющий приобрести билет в средний класс. Он в большинстве стран Центральной и Восточной Европы в результате произошедших известных перемен получил примерно то, что ожидал и в политическом, и в экономическом отношении.

Драматическое же (для подавляющей части населения) развитие экономических реформ в России сопровождалось крайне негативными и губительными для среднего класса процессами. Такими как резкое падение доходов наиболее активной части населения, глубокое социальное расслоение, сокращения в сфере науки и культуры, социальная беззащитность интеллигенции, потерявшей и то немногое, что было.

Какие же категории в России по сфере занятости работников сегодня имеют или могут получить такой шанс, как билет в средний класс? На первом месте, если брать уровень концентрации среднего класса по всем пяти признакам, – банковско-финансовая сфера (43,8%), на втором – государственное управление (40,5%), на третьем – торговля (27,8%), на четвёртом – машиностроение (14,9%), на пятом – сельское хозяйство (7,6%).

Если же брать вообще по числу домохозяйств, сконцентрировавших максимальное количество признаков, то в России их не более 12,5%. То есть по сфере занятости работников имеется совершенно не нормальный перекос отнюдь не в пользу производительной сферы, а по общему числу - недопустимо низкий уровень.

В областных центрах и крупных городах число домохозяйств с максимальными ресурсами по возможности принадлежности к среднему классу в 2,5 раза выше, чем в районных центрах и в пять раз выше, чем в сельской местности. То есть из этого следует, что в малых городах и сёлах России практически отсутствуют условия становления среднего класса.

Из анализа концентрации признаков по типам предприятий следует вывод, что работники, занятые на частных предприятиях и индивидуальные предприниматели характеризуются наиболее высокой ресурсной обеспеченностью, присущей среднему классу.

Во всём мире в эффективной рыночной экономике земля является высоколиквидным ресурсом. В России же сложившееся институциональное регулирование земельных отношений делает процесс становления сельского среднего класса маловероятным. Землю крестьянам, имеющим на неё абсолютное право, так и не отдали. Там же, где это ещё возможно, оформить её стоит огромных денег. Даже в царской России крестьянам предоставлялся 50-летний льготный кредит (вспомним освоение Сибири и Дальнего Востока). В России же, точно так же, как и до этого при приватизации, на землю накинулась очередная стая стервятников, земля скупается денежными мешками в массовом порядке, зачастую впрок и простаивает … Всё это говорит о том, что идёт уничтожение самого сельского образа жизни в России с её необозримыми просторами.

В отличие от развитых стран, в России в сформировавшихся «своеобразных» социально-экономических условиях такой ресурс, как профессионально-квалификационный статус (научные сотрудники, учителя, врачи…), отнюдь не обеспечивает высокий уровень доходов, сбережений и материально-имущественной оснащённости.

Регионы, в свою очередь, значительно отличаются по признаку имущественной обеспеченности. В бедных регионах доля потенциальных представителей ( протослоёв) среднего класса вдвое меньше, чем в богатых.

Таким образом, в России социальный слой, отвечающий всем критериям среднего класса в экономически развитых и последовательно развивающихся обществах, не сложился и, по сути, среднего класса в том смысле, в котором он существует на Западе, в России не сформировалось, а если где и имеется, то в очень ограниченных масштабах.

«Размывание» же среднего класса (как это показал исторический опыт 20-х и последующих годов) уже приводило к проблеме выбора между фашизмом, коммунизмом и демократией. Какие после этого последовали трагические последствия для человечества - мы хорошо помним.

Отсюда следует совершенно новая задача экономической политики в ближайшем будущем с точки зрения сохранения социально-политической устойчивости общества – не только в борьбе с бедностью, а в расширении границы среднего класса минимум до 40-45% домохозяйств, при более - менее равномерной географии. Предпосылки для этого образовательные и квалификационные пока ещё есть, но только при условии устойчивого экономического роста, легализации доходов и расширении доступа к ресурсам для малого и среднего бизнеса, развитии действительно честной конкуренции. При этом основная политика должна быть направлена уже не на формирование «ядра» среднего класса, а на подтягивание до его уровня протослоёв. Только при выполнении этих требований можно рассчитывать на возникновение в стране многочисленного среднего класса.

То есть даже при достаточно упрощённом анализе ситуации с малым предпринимательством и средним классом России обнаруживается удручающая картина. И в связи с этим, вполне актуальным становится вопрос, аналогичный, прозвучавшему в известном мультфильме: «Куда идём мы с пятачком, большой-большой секрет». Но так как не менее известные персонажи абсолютно оригинальной российской экономики Греф и Кудрин таким вопросом не мучаются, мы его задаём сами и сами же попробуем на него ответить.


 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »


EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish
Последние комментарии
© Олег Султанов, 2005-2024
Перепечатка материалов только с согласия автора
Rambler's Top100 Дизайн и верстка -
AuroraScorpio © 2007