...................................................................................................................................................
"Московская правда", 24.06.2004 г.
"Неожиданная" трагедия
Бандиты в ингушском походе,
а армия тренируется отражать атаки террористов
со стороны Китая и Северной Кореи
22 июня 2004 года над просторами Ингушетии прозвучало обращение президента этой республики к ее населению. Господин М. Зязиков начал его так же, как 63 года назад товарищ Сталин, который, призвав советский народ к борьбе с фашистами, назвал соотечественников братьями и сестрами. Генерал Зязиков обозначил нападение сотен террористов как "трагические события", когда "многочисленные группы боевиков внезапно напали на города Назрань, Карабулак, станицу Орджоникидзевскую". Глава республики выразил соболезнование родственникам погибших, призвал граждан к спокойствию, отметил, что "варварские действия получат должный отпор".
Напомню, что боевики убили 47 сотрудников милиции, прокуратуры, спецслужб, десятки гражданских лиц. Не успели трупы попасть в морг, как бывший министр внутренних дел РФ, ныне спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что "нападение боевиков на Ингушетию явилось следствием успешной работы правоохранительных органов республики", которых убили только потому, что они успешно участвовали в борьбе с бандитами. И по давней своей привычке Грызлов добавил, что "Ситуация контролируется, банда террористов будет уничтожена". А большая их часть, мол, уже уничтожена.
Председатель Госдумы лжет: из двухсот нападавших ликвидированы были всего двое (по состоянию на 23.45. 22 июня…). Остальные благополучно скрылись. Удивляет нелепая по своей сути оценка, данная Грызловым работе ингушской милиции; погибли люди, семьи остались без кормильцев, а дилетант, два года возглавлявший МВД России, что-то талдычит об успехе в службе, за который якобы поплатились сотрудники силовых структур. Поразительная по "вдумчивости" государственная "логика"!
Спокоен и глава Минобороны Иванов, который муштровал своих армейцев на Дальнем Востоке, почему-то посчитав, что именно рядом с Китаем и Северной Корей нашим доблестным морпехам придется столкнуться с проклятыми террористами. Игра в войну, если верить телевидению, прошла успешно, а про "заварушку" в Ингушетии Иванову говорить было, видно, не с руки.
Но не молчал президент Путин, который после успешно осуществленного боевиками погрома озадачил своих силовиков: "…Нужно искать и уничтожить, кого можно взять - нужно взять живыми и предать суду".
Главу страны "успокоил" Генеральный прокурор Устинов, отрапортовав, что уголовное дело по статье "терроризм" уже возбуждено, а его заместитель находится в Ингушетии, где ведутся оперативно-следственные действия. "Мы укрепили силы регионы", - со значением подчеркнул Владимир Устинов.
Как ни крути, но наши силовики и их "укрепление" вечно плетутся в хвосте событий, не предотвращая беду, а подсчитывая трупы российских солдат и офицеров, которых оставляют после своих вылазок северокавказские бандиты.
Журналист официального Интернет-издания "Ингушетия.ru", которого трудно упрекнуть в нелюбви к Зязикову, приводит рассказ одного из сотрудников ГИБДД МВД Ингушетии, - страшное по своей сути повествование о том, как на Экажевском перекрестке Назрани боевики после проверки документов расстреливали прокуроров, оперов милиции, омоновцев, судей, складывая потом аккуратно их трупы рядом. Сотрудников всех не оперативных служб МВД бандиты отпускали с миром. И, как свидетельствует отпущенный ими гаишник, все боевики разговаривали между собой на ингушском языке…
А теперь вновь вернемся к словам президента Ингушетии лично признавшимся, что нападение было неожиданным. Возникает вопрос: почему бандитов не ждали?
Не буду фарисействовать, лукавить, пытаясь упрекнуть в профессиональных промашках ингушских милиционеров, чья оперативная осведомленность, как и всех ментов в России, напрямую связана с финансовыми крохами, выделяемыми государством на агентурную работу. Сейчас, в наш коммерческий век, практически невозможно найти любителя, пожелавшего сотрудничать с милицией за выделяемые ею для своих негласных сотрудников копейки. Такое же, наверное, положение и в ФСБ. Помогать на идейной основе? Но с ними, идеями, власть наша распрощалась еще в 1991 году. Остается вербовка негласного аппарата на основе голого компромата. Но, как известно профессионалам, основа эта крайне зыбкая, чревата двойной игрой агента. Известно и то, что оперативная работа правоохранительных структур и спецслужб является стержнем всей их деятельности, ибо один классный агент порой приносит государству больше пользы, чем десять паркетных генералов. Об этом не принято говорить вслух, но если и дальше продолжать молчать, то быть новым трупам, разрушенным семьям, торжеству террористов. Уж они, окаянные, на своих негласных помощничков денег не жалеют. Может, оттого их бандитские удары всегда для наших властей неожиданны?
Руководители военной разведки Минобороны (ГРУ), генералы с Лубянки, большие оперативные начальники МВД смогут не на бумаге, а на деле одолеть терроризм лишь в том случае, если будут иметь на Северном Кавказе надежные оперативные позиции, верных источников информации. Только это позволит упредить удары бандитского воинства. Но для создания подобных оперативных заслонов необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть некоторые статьи закона "Об оперативно-розыскной деятельности", предусмотреть достойную оплату людям, которые могут своей информацией помочь государству в его борьбе с террором. Можно же в конце - концов урезать некие оперативные расходы СВР, передав значительные суммы ведомствам, ведущим борьбу с криминалом и террором внутри страны?! Внешняя разведка, безусловна, важна, но, думаю, сейчас для России самым главным делом является нейтрализация пылающего на Северном Кавказе очага напряженности.
В Комитетах по безопасности обеих палат Федерального Собрания, в Совете безопасности России так не считают, предпочитают ограничиваться принятием к сведению "просвещенного мнения" Бориса Грызлова?
Олег СУЛТАНОВ