....................................................................................................................................................
"Московская правда", 07.08.2004г.
Тротиловое эхо
Пять лет тревог и надежд
31 августа 1999 года, в Москве на Манежной площади преступники совершили террористический акт в торговом комплексе "Охотный ряд". Через 10 дней в результате взрыва девятиэтажки на улице Гурьянова погибли 94 москвича. 13 сентября был взорван восьмиэтажный дом на Каширском шоссе - убиты 119 человек.
За истекшие пять лет кровавое колесо террора никто так и не остановил; его движение по городам и весям России продолжается. Взрывы на автобусных остановках, пальба по бизнесменам, политикам и журналистам, гибель российских солдат в российской Чечне, - все это стало, признайте, привычным фоном, на котором разворачиваются любые бытовые и социально-политические события в нашем обществе.
Несмотря на то, что политики бубнят об успехах в экономике, чиновники с помощью законодателей беспрестанно "улучшают" жизнь народа, - тротиловое эхо не исчезает; оно назойливо, и не желает расставаться с нашими ушами. И, судя по всему, уютно ему в этих ушах будет еще долго, так как природные слуховые аппараты россиян вряд ли в скором времени воспримут другой грохот - залпы салюта победы над терроризмом. Очень, конечно, хотелось бы лицезреть, как наши генералы, возглавляющие МВД и ФСБ, прошагав в начищенных до блеска хромовых сапогах по Красной площади, бросят зеленые масхадовские знамена к парадным воротам Кремля, у которых будет стоять президент. Рукоплескала бы им вся страна. Но, увы, аплодисменты пока раздаются только из-за стен Кремля, в роскошных залах которого Владимир Путин периодически зачитывает свои указы о поощрении отличившихся в боях с террором российских генералов. Им щедро добавляют на погоны звезды, но золотое сияние пятиконечных дальше узких генеральских плеч и их солидных животов не распространяется, - не гасит оно собой, к сожалению, изумрудную яркость повязок на лбах террористов.
Остановить колесо террора одними президентскими призывами (уничтожать злодеев в любом месте!) невозможно, - даже если эти призывы подкрепляются коренной реорганизацией силовых структур и увеличением их финансирования. Деньги будут продолжать уходить в прорву до тех пор, пока наши поднаторевшие на социальных "секвестрах" законодатели не займутся вплотную увеличением степени защищенности своих избирателей от посягательств преступников. Да, именно законодатели, а не сотрудники милиции, ФСБ. Будем откровенны, некоторые позиции действующего Уголовно-процессуального кодекса (УПК) буквально "кричат" о просчетах депутатов Госдумы, которые при рассмотрении уголовного законодательства не предусмотрели, что практическое применение ряда норм УПК обеспечивает в большей степени интересы правонарушителей, а не пострадавших, связывает руки милиции в деле изобличения преступников. Как свидетельствует начальник Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД России Владимир Гордиенко, "…Изъяли горсть патронов или несколько гранатометов либо взрывное устройство с пультом дистанционного управления - мера уголовной ответственности практически одна: условная. В 2003 году из 30 тысяч обвинительных приговоров по ст. 222-226 УК РФ по 70% из них была вынесена условная мера наказания".
Досада генерал-лейтенанта В. Гордиенко вполне объяснима: на переднем крае борьбы с преступностью, в том числе и с террористами, находятся именно подразделения уголовного розыска; он - стержень всей деятельности милиции, так как его сотрудники напрямую работают с криминалитетом, имеют в уголовной среде конкретные оперативные позиции. "Белым воротничкам" из контрразведки ФСБ, можно предположить, намного труднее внедрять в террористические группировки свою агентуру, чем милицейским "чернорабочим" - розыскникам, которым наряду с проведением оперативной работы приходится для получения свидетельских показаний за год опрашивать до 11 миллионов граждан + 2,5 миллиона потерпевших ( в России за год возбуждается 2,5 миллиона уголовных дел). Приплюсуйте к этим сумасшедшим цифрам миллионы официальных допросов, и вы поймете, что такое уголовный розыск, с работников которого требуют кроме изобличения преступников еще и профилактику правонарушений, в том числе и преступлений террористической направленности…
Понятно, что ныне борьба с террором - дело наиважнейшее и для чекистов, и для ментов, и для спецподразделений Минобороны. Но при всем том милиции нельзя запускать и другие направления: воруют в стране все больше и больше; все так же бьют, убивают, калечат, разбойничают, бандитствуют, угоняют машины. И противодействие этим, скажем так, не террористическим, преступлениям МВД обязано оказывать также в полную силу.
Спрашиваю начальника одного из серьезнейших отделов ГУУР (хотя там нет несерьезных структур…) Х. Нуманова о том, раскрыты ли московские взрывы 1999 года?
Хуршед Ишонкулович по-восточному немногословен: "Все эти теракты раскрыты, их исполнители известны - живые осуждены и отбывают наказание. Некоторые были ликвидированы при оказании сопротивления во время захвата. Некоторые до сих пор в розыске. Заказчики тоже известны; Хаттаб и Радуев - уже покойники, а Масхадов и Басаев пока не задержаны. Задержим…".
Отмечу, что милицейские сыскари особой разницы между террористами и чисто "своим контингентом" не видят, полагая, что, например, сегодняшний наркоман завтра ради получения дозы может пойти на совершения любого теракта. Кто считал, сколько возможных злодеяний предотвратила милиция, задержав наркокурьера с килограммом героина?
А обезвреженное оружие? Казалось бы, нет никакой прямой связи между зверствами басаевских головорезов на Северном Кавказе и вот такими скупыми строками из сводок ГУВД Москвы:
"…22 июля в 18 часов 15 минут в Анадырском проезде у дома 10 сотрудниками уголовного розыска УВД СВАО задержан гражданин А.М.Л, 1957 года рождения, неработающий, у которого изъято 204 грамма тротила и электродетонатор…
… 20 июля на улице Юных Ленинцев, у дома 65 сотрудниками ОБОП УВД ЮВАО задержан участник "чеченской" организованной преступной группировки Б.А.Д, 1977 года рождения, неработающий, у которого изъяты пистолет "ТТ" со спиленным номером и патроны…
…12 июля в 16 часов 50 минут на станции Николаевка Московской железной дороги в парке отстоя поездов между 19 и 20 путями обнаружены три гранаты (Ф-1, РГД-5, РГН), три запала к ним и осветительная ракета…
Ну а теперь представьте себе, сколько москвичей могли бы лишиться жизни, если бы эти 204 грамма тротила бабахнули в маршрутном такси или, например, на игровой площадке детсада. А что такое взрыв трех гранат в многолюдном месте - объяснять, наверное, не надо; только у одной Ф-1 радиус поражения до 200 метров…
Если это не профилактика терроризма, то я - Филипп Киркоров…
Ради любопытства обзвонил отделы угрозыска в УВД СВАО и ЮВАО, поинтересовался фамилиями сотрудников, фактически предотвративших возможные террористические акты. Так меня чуть на смех не подняли, сказав, что если публиковать каждый случай обезвреживания всякой взрывающейся и стреляющей дряни, то "в вашей газете кроме наших сводок места ни для чего другого не останется. Да и, потом, - нашим операм светиться в прессе - не с руки. Поймите правильно…".
Понимаю, ребята, правильно. Но, с другой стороны, обидно, что предотвращение и раскрытие тяжких преступлений чаще всего (из оперативных соображений) остается в тени, а вселенские вопли дилетантов о "плохой" работе московской милиции, о "беспределе" оперов уголовного розыска доносятся повсеместно. Мало кто знает, что взрыв в октябре 2002 года у одного из московских ресторанов "Макдоналдс" оперативно был раскрыт благодаря оперативному мастерству муровца, полковника милиции Евгения Тораторина, записанного ныне чьей-то шкодливой рукой в список "Оборотней в погонах". А к этому "оборотню" даже сейчас, по слухам, наведываются в тюремную камеру видные чины из ФСБ РФ - не для допросов, а на консультацию по вопросам борьбы с террором. Такие вот пироги…
По роду своей деятельности мне часто приходилось бывать и в московских, и в региональных подразделениях уголовного розыска. Разница в материально-технической оснащенности столичных розыскников и региональных - огромная, ибо Юрий Лужков, к сожалению провинциальных милиционеров, мэр только Москвы. По мнению некоторых профессионалов из ГУУР, в России после Лужкова стоит на втором месте по оказанию помощи оперативным структурам милиции глава администрации Сосногорского района далекой северной Республики Коми Валентин Стромцов. В целом же по стране обеспечение наших шерлоков холмсов, которые совмещают поимку воришек и борьбу с терроризмом, отвратительное.
О причинах - в следующей публикации. Следите за рубрикой "Тротиловое эхо"
Олег СУЛТАНОВ,
обозреватель "МП"