..................................................................................................................................................
"Московская правда", 04.06.2004г.
Точка зрения
Контрольные мелодии времени
Если мы решимся оглянуться вокруг, то, вполне вероятно, нас удивит наличие в стране неимоверного количества контролирующих органов. Порой складывается впечатление, что все население России поделено на две части: состав первой ворует, а вторая половина жителей - усиленно контролирует и изобличает нерадивых сограждан. Последние творят свои мерзкие дела практически в любой общественно-государственной структуре, растаскивая по карманам и бюджеты разных уровней, и честно заработанные членами общества деньги. Жулья хватает в любой сфере. Не зря же в конце прошлого года россияне - с телеподачи руководства МВД - даже ввели в обиход малопочтительный термин "Оборотень в погонах", который употребляется, чаще всего, по отношению к мздоимцам из правоохранительных структур.
Оборотней ныне ищут повсюду, и, наверное, этот поиск необходим, так как является следствием печальных социальных реалий в стране, жителям которой ее президент в ежегодных "Посланиях Федеральному Собранию" уже четырежды, по заведенной традиции, обещал мир, обуздание инфляции и терроризма, повышение благосостояния, соблюдение законности и правопорядка. Обещано было и сокращение непроизводительных расходов на содержание государственного аппарата.
С информированием населения у нас сейчас, слава богу, порядок, и вся страна имеет возможность заинтересованно следить за перипетиями разворачивающегося "сокращения" административных расходов. Приведу наиболее наглядные примеры того, как государство вынуждает налогоплательщиков оплачивать работу плодящихся, как грибы после дождя, структур, призванных контролировать расходы бюджетных средств.
…Несколько дней назад зампредседателя Счетной палаты А. Семиколенных выступил в Волгограде на IV Всероссийской конференции муниципальных контрольно-счетных органов (КСО) России. Чиновник подчеркнул важность муниципального финансового контроля, отметил, что в пяти тысячах муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет, КСО созданы лишь в 73. Причем, юридическую самостоятельность они имеют всего в 11. Надо понимать, - это плохо. А хорошо будет, если КСО станут юридически самостоятельны во всех 5-ти тысячах городках и поселках городского типа, где активно начнут вести финансовый контроль за тратой бюджетных денег. Всю эту будущую армию проверяльщиков, естественно, будет содержать все тот же проверяемый ими муниципальный бюджет. Выдюжит ли он?
Возьмем какой-либо конкретный провинциальный городок с населением 50 тысяч человек. В нем и сейчас служат около 200-х сотрудников городского ОВД, 10-12 офицеров ФСБ, не меньше и работников прокуратуры, немало чиновников и по линии налоговой службы. Словом, целая когорта бюджетников, в должностные обязанности которых входят и функции оперативного контроля за прохождением бюджетной копейки. Схема то проста: милицейский опер ОБЭП или чекист, занимающийся экономической контрразведкой, выявляют нарушения в расходовании бюджетных средств, а далее - дело за следствием, гособвинением и судом. При желании своего "Ходорковского" можно найти в любом населенном пункте России, - если правоохранительные структуры в нем работают только на государство. Именно они, структуры эти, в лице того же обыкновенного участкового уполномоченного, наиболее близки к жизни российской глубинки, лучше знают реальные заботы ее жителей, чем зампред Счетной палаты, полагающий, что "…муниципальный финансовый контроль наиболее приближен к социально-экономическим проблемам населения".
На мой взгляд, в действиях руководства Счетной палаты прослеживается четкая линия на усиление в регионах позиций КСО - за счет, между прочим, местных бюджетов. А фактически, хотят создать некую промежуточную структуру между расхитителем бюджетных средств и следователем правоохранительного органа. Будущий муниципальный "аудитор", по замыслу А. Семиколенных, вскроет нарушение и передаст фактуру расследователю в погонах. Согласимся, что такую передачу не менее успешно способны осуществлять действующие офицеры милиции и спецслужб. И они, кстати, за это получают зарплату, - из бюджета. Остается только ждать, что следующей инициативой Счетной палаты явится намерение организовать в ее структуре собственный следственный комитет…
Заметны усилия по "сокращению" бюджетных расходов и премьер-министра М. Фрадкова. Перетряска министерств, производимая председателем правительства, приводит к странным результатам, которые отражаются на ком угодно, но только не на чиновной братии. Так, руководимый им новый российский кабинет министров поставил задачу трудоустроить всех бывших работников уже "реформированных" министерств в те федеральные органы, коим переданы функции упраздненных министерств. Ну, например, реорганизовали Минздрав, превратив его в министерство здравоохранения и социального развития. Зато ныне в его подчинении находятся:
-Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
-Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
-Федеральная служба по труду и занятости
Здорово, да? Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития надзирает за работой Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Реформа класса люкс - все остались при деле, придумав при этом нечто новенькое. Так и напрашивается вопрос-предложение: почему Фрадков не создал, например, в структуре МВД отдельные Федеральные службы по надзору в сфере ОБЭП, уголовного розыска, ГАИ, и - далее по всем направлениям деятельности МВД?
Такая вот "специфика" нынешних административных "преобразований" в России является, наверное, показателем некой особой, недоступной для понимания простыми гражданами, формы организации государства. С одной стороны, эта форма позволяет чиновничеству всегда оставаться на плаву, перепрыгивая из одного кресла в другое. С другой стороны, такая "особая форма" характеризует стремление нынешней власти к максимальному контролю за действиями своих же функционеров (агентство N, + служба по надзору за N…). Очень смахивает на специфику деятельности ведомства, где раньше служил наш президент: в составе внешней разведки действует подразделение внешней контрразведки, сотрудники которого контролируют самих "штирлицев"…
Столь странные административные нововведения правительства не всегда понятны обществу, а, значит, вызывают у российского обывателя чувство настороженности, неуверенности, а порой и страха за свой завтрашний день. Такие чувства влекут за собой деполитизацию граждан, парализуют способность критически мыслить и оценивать события. И вряд ли все это обеспечит стабильность российского государства.
Олег СУЛТАНОВ,
обозреватель "МП"